Горностаевы моли
Домой Контакты Карта сайта

Школа ландшафтного дизайна
 Город мастеров

Замок



Всё о растениях

Вакансии в Москве"

Смотреть все сертификаты

Горностаевы моли

УДК 630.4
Горностаевые моли - вредители насаждений Москвы и Подмосковья

Учебная программа Ландшафтный дизайн
(профессиональная переподготовка)

Учебная программа Основы ландшафтного
дизайна (Ландшафтная организация Вашего 
приусадебного участка)


Н.К. БЕЛОВА, В.М. СУРАППАЕВА,
сотрудники Московского государственного университета леса

С 1991 г. в насаждениях Москвы и Подмосковья наблюдается вспышка массового размножения горностаевых молей, среди которых обнаружено несколько видов - черемуховая, бересклетовая, плодовая, яблонная. В большинстве случаев доминирует черемуховая горностаевая моль, последствия повреждений которой особенно заметны. Предыдущий подъем ее численности был отмечен в 1979 - 1982 гг. Вылет бабочек черемуховой моли обычно начинается в первой декаде июля, а массовый лет приходится на вторую декаду июля. Имаго в течение суток имеют два пика активности - вечерний и утренний. Утром летают только самцы. Днем бабочки сидят неподвижно на стволах, ветвях или на нижней стороне листьев черемухи. При вспугивании они совершают короткие перелеты. В сумерках начинается активный лет бабочек обоего пола, пик его наблюдается в полночь. С наступлением утренней зари он прекращается.


Лабораторные наблюдения показали, что самцы и самки начинают выходить из куколок одновременно, однако пик выхода самок несколько запаздывает по сравнению с таковым у самцов. Основная масса имаго отрождается в течение недели. Самки появляются с неразвитыми яичниками. Для образования половых продуктов и размножения оба пола не нуждаются в пище, однако им необходима вода. Период яйцекладки в природе продолжается в течение недели. Бабочки откладывают яйца кучками, одновременно с этим выделяя секрет придаточных половых желез, которым покрывают кладки.


Свежеотложенные кладки яиц вредителя имеют вид чешуйчатого щитка неправильной формы, размером 5 - 6 мм. Сначала он серовато-зеленоватого цвета, на четвертый день краснеет, затем темнеет и сливается с цветом коры черемухи. Яйца черемуховой моли плоские, слегка вытянутые, овальной формы, размером 0,6 х 0,4 мм. Только что отложенные яйца белые, затем они постепенно становятся темно-красными, а перед отрождением гусениц принимают серый цвет.


Кладки яиц располагаются обычно ниже листового следа или у основания побегов последнего года, преимущественно на хорошо освещенных верхних и боковых побегах, а при высокой численности и на стволах. Среднее количество кладок на 1 погонный метр ветви черемухи колебалось в наших опытах от 1 до 10,2. По литературным данным, в период пика численности оно может достигать 150.


Средняя потенциальная плодовитость черемуховой моли за три года исследований была равна 43,1 яйца (минимум - 5, максимум - 120 шт.), а половой индекс (соотношение полов) равнялся 0,47.


Фаза яйца черемуховой моли в Москве и Подмосковье длится в среднем 16 дней. Отродившиеся на 7 - 10-й день после массовой яйцекладки гусеницы остаются лежать под щитком, плотно прижавшись друг к другу, и там зимуют. Весной, в период распускания почек черемухи (в конце апреля), перезимовавшие гусеницы выходят из-под покрывающего их щитка через верхний край, при этом слегка его подгрызая. Они внедряются в распускающиеся почки, выедают их и позже переселяются на молодые, еще сложенные вдвое листочки. При затяжной весне с резкими температурными колебаниями время переселения растягивается до первых чисел июня. Гусеницы всей колонией (часто в виде клубка) размещаются внутри неразвернувшегося листа или между плотно прилегающими соседними листьями и начинают скелетировать их, выедая паренхиму с верхней стороны отдельными пятнами. Через 5 - 7 дней они линяют. Перелинявшие гусеницы выделяют шелковистые нити, опутывают ими листья и под защитой паутины питаются, по мере уничтожения одних листьев приплетая близлежащие. Активно питавшиеся гусеницы через 7 - 10 дней линяют второй, а через неделю - третий раз. В третьей декаде июня обычно встречаются гусеницы всех возрастов, начиная со второго, но в массе - четвертого возраста.


Гусеницы четвертого и пятого возрастов особенно прожорливы, уничтожают листья черемухи почти полностью, за исключением центральной жилки. В поисках пищи они активно переползают на облиственные части растения, оставляя за собой паутинный след вокруг оголенных ветвей. На новом месте гусеницы снова формируют гнездо, располагаясь группами в один ряд по краю повреждаемого листа. В одном гнезде насчитывается от 20 до 150 особей. Гусеницы последнего возраста питаются 5 - 7 дней, затем коконируют. Общая продолжительность их развития колеблется от 21 до 40 дней.


Окраска гусениц черемуховой моли меняется с возрастом. В первом и втором возрасте они желтые, в четвертом становятся светло-зелеными и серыми. По спине проходят две черные полосы, образованные точками, на первом сегменте тела два довольно крупных, почти сливающихся пятна. Голова, грудные ноги и анальный щиток черные. Брюшные и пара ног на последнем сегменте имеют ту же окраску, что и тело.


Горностаевая черемуховая моль повреждает в основном черемуху, но при нехватке корма переходит на питание другими породами. Исследования ее пищевой специализации, проведенные в лабораторных условиях, показали, что наиболее благоприятной для развития моли была черемуха, в меньшей степени - вишня, кизильник и боярышник. Питание разнокачественным кормом почти не отражалось на темпе развития гусениц, но влияло на их выживаемость и массу. Так, у гусениц пятого возраста, питавшихся на черемухе, масса достигала 33,9 мг, на вишне - 11,8, на боярышнике - 10,2, кизильнике - 8,1 мг. Масса куколок, полученных из гусениц, выкормленных на различных кормовых растениях, также сильно варьировала: от 20,6 мг у куколок, полученных из гусениц, питавшихся на черемухе, до 0,9 мг - на кизильнике. Выживаемость гусениц на яблоне и шиповнике составила всего лишь 11 и 9 %, а особи, питавшиеся на рябине, погибли в третьем возрасте.


Перед коконированием гусеницы выделяют особенно много паутины, они концентрируются в глубине паутинного чехла и там повисают в вертикальном или слегка наклонном положении, некоторое время висят неподвижно, затем совершают волнообразные и напоминающие ход ткацкого челнока движения.


Таким образом гусеницы плетут вначале редкий сетчатый кокон. Окончательно изготовленный кокон веретенообразный и имеет форму овсяного зерна, стенки его плотные, из белой паутины. Коконы располагаются плотно, один возле другого в виде "пачек". В Москве и Подмосковье в одном гнезде в среднем находилось 90 коконов.


Куколки черемуховой моли светло-коричневого цвета, длина куколок самок 9,4 мм, самцов 8,8 мм, а масса соответственно 23,4 и 18,7 мг. В 1994 г. фаза куколки длилась 2 - 3 недели, а в 1995 г. - 1 - 1,5 недели.


Естественные враги черемуховой моли играют существенную роль в регуляции ее численности. Для выяснения видового состава энтомофагов и их роли проанализировано в лабораторных условиях более трех тысяч особей вредителя. Установлена зараженность гусениц наездником агениасписом Ageniaspis fuscicollis Dalm., сем. Encyrtidae (определение профессора ЗИН РАН В.А. Тряпицына). Это специализированный паразит горностаевых молей. В развитии агениасписа и молей наблюдается почти полная синхронность. Все стадии у паразита растянуты так же, как и у хозяина. Каждая из них как бы накладывается одна на другую.


В конце четвертого и начале пятого возрастов паразитированные гусеницы моли легко отличимы от непораженных. Они не питаются, почти неподвижны, тело вздутое, слегка затвердевшее. В этот период постепенно происходит "перегораживание" внутренней части тела на камеры, в которых заключено по одной личинке паразита. На поверхности паразитированной гусеницы позднее появляются хорошо заметные овальной формы кокончики паразита.


Кроме агениасписа значительным фактором, вызывающим смертность до 10 % гусениц моли, является вирус ядерного полиэдроза.


В зеленых насаждениях Москвы и в ее пригородных лесах черемуховая горностаевая моль в последние три года значительно снижала декоративность черемухи. На поврежденных растениях отсутствовали плоды; стволы и ветви сильно объеденных деревьев были опутаны паутиной. Поэтому необходим постоянный контроль за численностью этого вредителя в зеленых насаждениях города, а также в садах и парках пригородной зоны.


Печатная версия опубликована:
Защита растений, 1997, № 5. - С. 20 - 21.